Высокое призвание или воинский долг
Еще со времен Петра I, служба в царской армии была почетным и необсуждаемым долгом всех дворян. Служба в армии в офицерском чине всех дворянских детей была обязательна.
Вспомним великого русского поэта Михаила Лермонтова, который стал участником боевых действий на Кавказе. Его командование, за его храбрость, ходатайствовало перед государем о награждении его золотым оружием.
Вспомним графа Льва Николаевича Толстого, который был участником Крымской войны, защищал Севастополь. Свои впечатления, свои чувства он перенес в известные всем «Севастопольские рассказы». Трудно представить современную мировую литературу без его эпохального романа «Война мир», без глубочайшего осмысления русского классика доминирующих и взаимоисключающих форм человеческого существования.
Выдающийся поэт Серебряного века Николай Степанович Гумилев, будучи дворянином, ушел на фронт добровольцем, рядовым, когда началась Первая Мировая война. В 1917 году он уже был полным Георгиевским кавалером. Романтик, путешественник, обладатель высокого поэтического слога, выбрал путь защитника Родины – в залитых кровью солдатских окопах.
Поскольку, по определению – военный корреспондент – журналист, сопровождающий армию во время боевых действий и освещающий события в прессе, то этих выдающихся людей можно неким образом причислить к данной категории.
Все люди этой профессии, как правило, отважны и смелы. И еще они должны обладать огромным чувством ответственности. Ведь «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется»… И они держат ответ за каждое слово из своего репортажа.
Когда началась Великая Отечественная война, многие поэты того времени стали военными корреспондентами: К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков. Все они были непосредственными участниками войны, они писали о войне. Почему они стали классиками советской литературы? Их никак не назовешь пропагандистами. Что такое PR – это связь с общественностью (дословный перевод). И эти авторы были связаны душой со своим народом, считая, что связаны с ним кровными узами. На память приходят строки К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» — это настоящая хроника начала войны, отступление наших войск.
Горе народное, стало их болью. И эту «пуповину», связь с родной землей, с ее народом, никакая ложь, никакое вероломство не в силах перегрызть.
Неслучайно, когда Александр Твардовский, который написал во время войны свою поэму «Василий Теркин», вернувшись из командировки подо Ржевом, в одночасье, стал седым от увиденного и пережитого на поле сражения. Именно тогда появилось известное его стихотворение «Я убит подо Ржевом».
А сколько достойных поэтов довоенной поры погибли «В сороковые – роковые» или скончались от ран сразу после войны … Из их числа Семен Гудзенко, Иосиф Уткин, Михаил Кульчицкий. Свою хронику Великой Отечественной войны — «Маобитскую тетрадь» оставил, замученный в фашистских застенках, известный поэт, Герой Советского Союза Муса Джалиль.
В годы Великой Отечественной все выдающиеся писатели той эпохи стали военными корреспондентами газет «Правда», «Звезда», «Известия». В их числе М. Шолохов, А. Толстой, А. Фадеев. Их оружием было СЛОВО.
В ходе войны были созданы группы операторов, которые занимались кинохроникой боевых действий. История помнит немало случаев, когда им порой приходилось на время забыть о своих профессиональных навыках и задачах и брать в руки настоящее боевое оружие. Они никогда не были сторонними наблюдателями, были непосредственными участниками сражений с врагом. Одним словом: «С «лейкой» и блокнотом, а то и с пулеметом, первыми врывались в города…»
На Брянщине есть мемориальный комплекс «Партизанская поляна». Проезжающие этой дорогой люди обязательно обратят внимание на памятник военным журналистам. У многих возникает вопрос: «Почему именно здесь? Почему журналистам?». Дело в том, что в годы войны там находилась передвижная типография редакции Брянского фронта «За разгром врага». За годы оккупации вышло 710 номеров газеты. После освобождения Брянщины, журналисты вернулись туда за своим оборудованием и их машина подорвалась на мине. Погибли редактор газеты Александр Воловец и журналистка Зоя Хмелевская.
У фотожурналистов военной поры была своя задача – запечатлеть исторические факты, сделать их достоянием общественности. Часто они носили обличающий характер, как обвинительный приговор зверствам фашизма или как акт сострадания к согражданам, пострадавших от рук оккупантов.
Классическим примером военного корреспондента стал Е.А. Халдей. Многие его фотографии стали хрестоматийными. Такие, как «Москва. 1941 г. 22.06» и «Знамя над Рейхстагом».
Работы фотокорреспондентов в период Великой Отечественной войны, таких как Е. Халдей и А. Устинов – живая история в стоп кадре. Они не просто фотографически и правдиво констатировали факты, они воодушевляли на Победу.
Удивительное дело, после Великой Отечественной войны, самыми выдающимися писателями на военную тему, стали непосредственные участники боевых сражений: Виктор Астафьев, Юрий Бондарев, В. Бакланов.
Так почему же все они стали столь любимыми авторами послевоенного периода? Потому, что народ им верил. Люди знали – они не солгут, что они свою солдатскую правду выстрадали и отстояли.
В пресловутые девяностые годы, когда повеял ветер перемен, обозначилась иная, абсолютно противоположная тенденция. Быть военным, по навязанному новому мнению, считалось чуть ли ни позором. Офицеры стыдились своих мундиров, вооружение распродавалось. Кадровые военные, чтобы прокормить свою семью, кто занимался извозом, кто разгрузкой. Страшное время, когда страна сорвала со своих героев погоны, обесценив честь русского офицера.
Народ безмолвствовал… Место Юрия Бондарева занял, вернувшийся из эмиграции, В. Войнович…
Но, как известно, живую, глубинную правду, «в карман не засунешь». Как нельзя перелицевать историческую правду. Еще были живы участники Великой Отечественной войны, в каждой семье, хранились письма или похоронки с фронта. Людская память неистребима. Все усилия ошельмовать народную правду, были обречены на провал.
Но и в то «смутное время» были авторы, которые пытались противостоять этому бессовестному натиску. У них сформировались свои «трибуны»: журнал «Наш современник» и «Молодая гвардия». Некоторые из этих авторов погибли при невыясненных обстоятельствах…
Военный корреспондент в наше время – миссия доносить правду до своего народа. Эта правда, им, порою, стоит жизни. Достаточно вспомнить погибших в Донбассе Игоря Корнелюка, Антона Волошина, Анатолия Кляна…
Заслужили народное доверие Евгений Поддубный, Александр Рогаткин и Александр Сладков – от них мы узнаем о боевых действиях в Донецких республиках. А. Сладков, 2008 году, стал непосредственным участником Грузино-Абхазского конфликта. Е. Поддубный и А. Рогаткин под разрывами гранат – освещают войну в Сирии.
Их материалы не только повествовательный рассказ. Они показывают на многомиллионную аудиторию величие ратного ПОДВИГА.
И ведь язык не повернется, назвать их «военными пиарщиками». В некотором роде, они занимаются и популяризацией военных профессий. В таком случае, стоит напомнить фразу, ставшую классической, из к-фильма «Офицеры»: «Есть такая профессия – Родину защищать!».
Тем более, обладатели профессий: летчиков, связистов, операторов, радистов найдут себе применение и гражданском обществе. Что уж говорить о военных медиках. В настоящий момент, неоценим вклад военной медицины в период эпидемии. Используя новейшие технологические и научные достижения, военные медики достигли неоспоримого успеха в разработке вакцины против этой болезни.
Герои, ни при каких обстоятельствах, не должны быть преданы забвению. Об их подвигах надо говорить во весь голос. Будь то, Евгений Родионов, погибший в Чечне, или пилот, подполковник Олег Пешков, погибший в Сирии. Будь то, генерал-майор Валерий Асапов, пораженный на сирийской земле или старший лейтенант Александр Прохоренко, который, окруженный боевиками-исламистами, вызвал огонь на себя. Он совершил подвиг, потрясший даже недругов.
Обществу надо напоминать и о живых героях: Общественных организациях ветеранов – участниках боевых действий и силовых структур. Они не уходят в запас. Они, как и прежде, стараются быть «в строю». Их былые заслуги требуют постоянного внимания и уважения. Бывших героев – не бывает.
Современная молодежь, в некотором роде, дезориентирована. Плохо знает историю своего Отечества. Мало тех, кто вразумительно объяснит, кто такая Мария Раскова или Зоя Космодемьянская, чем примечателен летчик Алексей Маресьев, какой подвиг совершили краснодонцы. Им кажется, что память о славных предках только «засоряет» их «незамутненное», потребительское сознание. Они не хотят понять главный закон жизни – чтобы что-то получать, надо научиться отдавать. Чтобы гордиться своим Отечеством, необходимо немало потрудиться во имя его блага.
Итак, задача военных корреспондентов, не только правдиво освещать военные события, рассказывать всему обществу о настоящих героях. Они всегда на передовой, зачастую, в буквальном смысле слова. Ради исторической правды они, порой рискуют своей жизнью.
Они пытаются докопаться до истины и поведать о ней миру. Они показывают величие ратного подвига, поднимают на должную высоту высокое звание защитника Отечества. В конце-концов, они «пишут» героическую летопись страны, нашего народа.
А это, уже в чистом виде, патриотизм. Любить Родину, стремление быть сопричастным к ее судьбе, защищать ее честь, достоинство – это ли ни пробуждение самых высоких и благородных чувств в гражданском сообществе.
Быть военным корреспондентом – это призвание. Да, надо быть смелым отважным… Но пожалуй, самым главным качеством должна быть ЧЕСТНОСТЬ. Находясь в «горячих» точках, они сами, как и сражающиеся воины, ходят «по краю». Они могут обличить или возвеличить.
Их правда становится нашей, поскольку они живые свидетели уже современных сражений. Они для общества – первоисточник информации. И чрезвычайно важно, чтобы этот источник оставался чистым и незамутненным. Общество всегда распознает ложь, даже хорошо «замаскированную» или когда она в политическом камуфляже. Они всегда в ответе за сказанное, продемонстрированное.
Их рабочие командировки можно сравнить с новым сражением. Они те же самые солдаты, которые каждый раз, поднимаясь в атаку, смотрят в лицо смерти. Их задача – рассказать правду, как на исповеди. Ведь, правда – их главное поражающее оружие. И все это – ради мира, ради жизни.